Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры является экспертиза дорожных происшествий, которую граждане называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Примечательно и то, что ни одно из указанных наименований дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным названием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела это название более 7 лет назад, большинство судей, юристов, следователей, адвокатов назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертизы.

В результате столь абстрактного и общего определения данной экспертизы, в нашей практике зачастую всплывают ситуации, когда в офис какого-нибудь экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), поступают материалы уголовного дела, где необходимы знания именно эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

Возникает некрасивая ситуация, в результате которой дело возвращается в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, из-за чего установленные сроки затягиваются в следствии безграмотности указанных выше участников судебно-следственного процесса.

Главные цели и задачи дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние проезжей части;

• текущее состояние дорожного полотна в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, который характеризуют передвижение транспортных средств и прочих участников на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и других объектов по поверхности автодороги;

Выяснение обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: отсутствие должных дорожных знаков, ошибочное расположение дорожных указателей, неверная разметка дорожного полотна, неблагоустроенность дороги и прочие отрицательные особенности ситуации.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять все имеющиеся материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для исследования необходимо полнейшее изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Кстати, в ситуациях, где важным обстоятельством дорожно-транспортного происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент ДТП.